Дахаб Синай Египет 

 
Христианство в Египте » По стопам Моисея


 [ 20.09.2007 ]

Путь из Каира на Южный Синай, динамично развивающийся туристический район Египта, лежит на восток. Не доезжая Суэца, синайское шоссе уходит влево, к туннелю Ахмеда Хамди, проложенному под Суэцким каналом в 1980 г. Общая протяженность туннеля - 4500 м, из них 1600 - под землей. Он носит имя одного из героев форсирования Суэцкого канала 6 октября 1973 г., старшего офицера инженерных войск египетской армии.

Вскоре после туннеля шоссе раздваивается. Налево, на восток - поворот на Табу и Нувейбу, дорога прямо идет вдоль берега Суэцкого залива на юг, в Шарм-эль-Шейх и к святым местам Синая.

Первый населенный пункт на пути называется Уюн Муса - «Источники Моисея». Согласно традиции, там остановились евреи после того, как перешли по дну разверзнувшееся перед ними по воле Божьей Красное море. В Ветхом Завете это место названо Мерра - «Горечь». Находящийся там источник был горьким, и люди не могли напиться. Тогда Господь повелел Моисею бросить в источник дерево, и вода его стала пресной.

Уюн Муса - маленький бедуинский поселок. В нем семь выложенных камнем старинных колодцев, откуда, впрочем, вода ныне ушла. Возле одного из колодцев растет огромный старинный тамариск, форма ветвей которого, по словам местных жителей, похожа на арабское написание слова «Аллах». Рядом с колодцами - несколько киосков, где бедуины продают изделия декоративно-прикладного искусства.

Шоссе минует Рас Судр, быстро растущий курортный городок. Через 10 км на его пути вырастает гора, круто обрывающаяся в море, и шоссе уходит налево. Направо же, к горе, ведет боковая дорога. Там расположены Фараоновы ванны (Хаммам фараун). Из глубокой пещеры в горе бьет горячий источник. Его температура - 72°. Мелкие и тоже горячие источники бьют со дна моря возле берега. Фараоновы ванны известны с глубокой древности, о чем говорит их название. Горячая сернистая вода используется для лечения ревматизма и кожных заболеваний.

Обогнув гору Фараоновых ванн, высота которой 494 м, дорога вновь выходит к берегу моря. На пути - городки Абу Зенима и Абу Рудейс, возле которых на шельфе Красного моря добывают нефть. Вскоре шоссе опять поворачивает влево, чтобы обогнуть еще одну гору, и через 100 км после Абу Рудейса приходит в город Тор (эль Тур), столицу провинции Южный Синай.

Тор - город небольшой, практически заново отстроенный в последние два десятилетия, после прекращения израильской оккупации Синая. Из чисто административного центра он постепенно превращается еще и в курорт. Возле Тора нет коралловых рифов, там почти постоянно, как и на всем синайском побережье Суэцкого залива, дуют ветры, и это создает отличные условия для виндсерфинга.

Во времена фараонов Тор был крупным портом. Через него шла преимущественно местная торговля между Синаем и континентальным Египтом. Но нередко встречные ветры мешали парусным судам с товарами из восточных стран двигаться дальше на север вдоль Суэцкого залива, и тогда их разгружали в Торе, а товары отправляли дальше караванами.

В Ветхом Завете Тор называется Елим. «Там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев» (Исход, 16:27). Евреи под предводительством Моисея расположились в Елиме на отдых.

Севернее Тора, у подножия горы, находятся Моисеевы ванны (Хаммам Муса). Это серные источники, температура воды в которых колеблется между 26° и 28°. Целебные свойства этих источников известны с глубокой древности. Возле них построена купальня, разбит небольшой парк.

В раннем Средневековье Тор был крупным центром христианства. Первая церковь была построена там еще в IV в. Затем возле нее возник небольшой монастырь. Но вскоре бедуины разорили его и перебили монахов. Они известны в истории церкви как Сорок синайских мучеников.

Позднее в Торе, на самом берегу моря, был создан новый монастырь, относящийся к Синайской православной церкви. Он служил пристанищем для паломников, направлявшихся к Синайской горе. Ныне монастырь опустел, но его церковь, носящая имя Св. Георгия, все еще действует. Церковь была построена в конце XIX в., ее иконостас - русской работы.

Из Тора, библейского Елима, евреи под предводительством Моисея отправились в сторону Синайской горы. По пути они остановились в оазисе Фиран, известном в ту пору как Рефидим. Там, согласно Ветхому Завету, евреи победили местных жителей - амаликитян. Там же Моисей по воле Божьей совершил чудо: ударил о землю посохом, и из нее забил источник.

Чтобы попасть ныне из Тора в Фиран, надо сначала вернуться по шоссе на 60 км назад, а затем свернуть направо, в сторону городка Сен-Катрин. Фиран, крупнейший оазис Синая, очень живописен. Между высоких скалистых гор вьется узкое ущелье, засаженное финиковыми пальмами и фруктовыми деревьями. В раннем Средневековье там возник крупный христианский центр. Уже в IV в. в Фиране был свой епископ, подчинявшийся патриарху Иерусалимскому. После арабского завоевания мусульмане стали теснить христиан в глубь полуострова, и к концу VII в. те ушли к горе Синайской.

Развалины епископата видны до сих пор, там проводятся раскопки. К ним примыкает маленький женский монастырь Фиран, относящийся к Синайской православной церкви. Он был создан в 1970-е гг. на месте монашеского скита. В монастыре две небольшие церкви. Главная церковь носит имя пророка Моисея. Свой нынешний вид она приняла в 1950‑е гг., но построена на месте старинного храма с использованием его архитектурных элементов. В правой части иконостаса есть русская икона Иоанна Предтечи - вклад одного из наших паломников. Вторая церковь, Козьмы и Дамиана, построена совсем недавно. Ее резной иконостас сделан на Крите.

Монастырь Фиран утопает в обширном саду. В нем есть кафетерий, сувенирная лавка и гостевой дом на 40 мест. Монастырь несомненно заслуживает того, чтобы посетить его.

Из оазиса Фиран евреи направились к горе Синайской - тем же маршрутом, по которому идет ныне шоссе. Дорога проходит через маленький оазис Тарфа и далее - на перевал Ватия высотой 1500 м над уровнем моря. Там стоит часовня, принадлежащая Синайской православной церкви, а рядом с ней был недавно построен скит.

Подойдя к Синайской горе, евреи расположились лагерем в долине, известной сейчас как Вади ар-Раха - «Долина отдыха». А Господь призвал Моисея на вершину горы и вручил ему каменные скрижали веры с десятью заповедями:

 

1. «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим»

2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им»

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»

4. «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему»

5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»

6. «Не убивай»

7. «Не прелюбодействуй»

8. «Не кради»

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»

10. «Не желай дома ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исход, 20:1-17)

 

Каждую ночь на вершину горы Моисея высотой 2285 м поднимаются паломники из разных стран, чтобы встретить там восход солнца. Тропинка начинается за монастырем Св. Екатерины, расположенном на высоте 1570 м. На гору ведут два пути, сходящиеся недалеко от ее вершины. Более короткий, но и более крутой уходит направо вскоре за монастырем. Более длинный и пологий, по которому основную часть пути можно преодолеть верхом на верблюде, является продолжением тропинки.

Подъем на гору занимает два с половиной - три часа. Вдоль тропинок стоят кафетерии, так что брать с собой еду необязательно. Кафетерий есть и на вершине. А вот фонарик пригодится, особенно в конце пути. Там начинается лестница из крутых ступеней. Отправляясь ночью на гору, надо тепло одеться.

На вершине горы Моисея, одной из самых высоких на Синае, стоит часовня. Оттуда открывается великолепный вид на соседние горы и долины.

 

Беляков Владимир Владимирович

 

Более подробную информацию о православном Синае и монастыре Св. Екатерины
можно прочитать в книге автора «Сокровища Синая» (Изд-во «Вече», 2004)

 

Написать комментарий