Дахаб Синай Египет 

 
Дахабские блоги » Синайские странствия » Первохристианские домонастырские поселения на склонах Синая


Светлана Фоломешкина  [ 29.09.2015 ]

 

С начала христианского периода на Синае главным центром монашеской активности была гора Хорив - второй из отрогов Синайской горы. В отличие от обрывистой и труднодоступной горы Моисея (2285 м) гора Хорив (Рас-Сафсафа, 2168 м) более пологая, изрезанная множеством долин и оврагов, в которых сохранились остатки строений первохристианского и византийского времени.

 

ПЕРВЫЕ КЕЛЬИ ВОКРУГ МОНАСТЫРЯ

В 2008 году возле монастыря св. Екатерины в результате раскопок были извлечены фундаменты и руины строений, которые сейчас определяют как первые монашеские кельи. Одна группа келий находятся с северной стороны от монастыря на склоне горы Деир. Они относятся еще к доарабскому периоду. В этом месте обнаружены три группы зданий и остатки сада с поливочными системами.

Туда не водят туристов, а между тем история очень интересная.

На склоне мы наконец-то увидели ибексов - горные козлы, которые живут в этих горах.

Это не единственное место домонастырских поселений. Есть и другие места в долине Монастыря, где жили первые христиане.

В Вади Деир, долине, что ведет к Монастырю, также сохранилось много свидетельств более ранней, чем монастырь (он был построен в первой половине 6-го века), жизни в этих местах. Есть остатки домов еще бронзового века, набатейские дома-башни, фундаменты дохристианских зданий, кельи первых христиан, которые жили здесь с начала эры.

Ущелье Сиккет Шоейби (бедуинское имя - Shoeib-Jethro) ведет вверх на плато Сафсафа горы Хорив. На середине пути расположен небольшой монастырский сад с террасами, есть вода, маленькие кельи и пещеры. Предполагается, что здесь жила община самых строгих аскетичных правил. Под большим камнем скрывается источник, капли воды собираются в небольшие ёмкости. Сверху под камнем несколько пещер, покрытых известью. Точную датировку и назначение указать невозможно, но есть мнения, что это самые ранние христианские поселения в этих местах.

Удивительная атмосфера близости тех времен (а ведь это первые века нашей эры!) можно словить здесь, как и везде на Синае. Как будто только вчера, ну какую-нибудь сотню лет назад, здесь все было покинуто.

Об этом никогда не рассказывают туристам, а ведь места не менее святы, чем монастырь, отсюда все начиналось когда-то.

Есть и современная часовня, построенная в 50-х годах 20-го века, она разрушена.

На горе Хорив сохранились часовни (парекклисионы) вмч. Пантелеимона, прав. Анны, св. Иоанна Предтечи, св. Марины и в честь пояса Пресвятой Богородицы. Рас Сафсафа и равнина Сафсафа лежат на северо - запад от бассейна Илии. С IV в на этих равнинах жили отшельники, выращивали пшеницу и ячмень.

Расцвету монашества во многом способствовали уникальные природные условия этого региона – не жаркие летние температуры. Средняя температура августа на горе Св. Екатерины (2642 м) составляет 17,6°С, температура января - 1°С (на побережье, в Раифе, 38°С и 15°С соответственно). Годовой уровень осадков достигает 65 мм в отличие от 10-25 мм на побережье.

На фото - часовня Иоанна Крестителя, часовня вмч. Пантелиймона, часовня во имя положения Пояса Богоматери, часовня Григория Синаита.




Гора Синай состоит из водонепроницаемого красного гранита. Потоки дождевой воды стекают по склонам в вади, и это позволяет жителям этих мест создать эффективную систему ее сбора и хранения. Почвы долин были пригодны для земледелия, мягкие породы принимают семена. Археологи описали множество террас, каналов, оштукатуренных дамб (самая большая высотой 9,1 м), бассейнов разной площади и глубиной до 4 м. На склонах горы не осталось ни одной долины, не используемой под сады, огороды, возможно, небольшие пшеничные поля. Площадь сельскохозяйственных земель, примыкавших к разным скитам, колебалась от 250 до 1 тыс. кв. м. Поля были окружены каменными изгородями для защиты от коз.

 

На фото  оазис финиковых пальм на склоне джебель Деир.

и дамба в оазисе св Илии на плато Сафсафа.

Вот, что писал о скитах Архимандрит Порфирий Успенский. Он посетил Синай в 1845 году, внес большой вклад в изучение Синайского кодекса, наравне с Тишшендорфом.

" На широком и длинном хребте Хорива, между обнаженными скалами, порознь стоят приземистые домики, складенные из грубых камней, с алтарями во имя Предтечи, Св Анны, положения пояса Богоматери, и св Пантелеимона. Близ этих алтарей, в келиях и под утесами, спасались древние отшельники....  Хребет Хорива на северо-западной стороне своей оканчивается двумя слоистыми холмами, которые гораздо ниже святого верха Синая. Первый из них, близ церквицы положения пояса Богоматери, называется Рас-ес -Сафсаф, а второй, противоположный ему и меньшим объемом и высотою, не имеет имени. Оба они ни чем не замечательны. ... и не нашел , или не умел найти того, что предполагал, т. Е. отверстий погасшего вулкана, и полюбовавшись видами Рахийской долины... возвратился в монастырь прежним путем."

 

 

Написать комментарий