Дахаб Синай Египет 

 
Христианство в Египте » Синай и Россия


 [ 20.09.2007 ]

 

Известный путешественник второй половины XIX в. Александр Елисеев отмечал, что «русский паломник появился у святых мест Востока еще тогда, когда, быть может, свет христианства не пролился на всю семью русских славян». Действительно, уже в 1001 г., всего через 13 лет после крещения Руси, как указывается в Никоновской летописи, «послал Володимер гостей своих, аки в послех, в Рим, а других во Иерусалим, и в Египет и в Вавилон». Под Вавилоном определенно имеется в виду Вавилон Египетский, то есть христианский Старый Каир, поскольку древний Вавилон в Месопотамии был к тому времени давно разрушен. Из географии посольств ясно, что направлялись они в первую очередь по религиозным делам.

Подъем на вершину горы Синай. Рисунок Д.Робертса XIX в.«Издавна местами поклонения русских богомольцев служили Афон, Синай и святые места Палестины, - писал далее Александр Елисеев. - Афон был наиболее посещаемым местом по причине своей сравнительной близости; Синай, отделенный от всего остального мира дикими пустынями, по одному своему географическому положению не мог служить излюбленным местом паломника». Тем не менее еще в Средние века русские люди систематически посещали Синай, о чем свидетельствуют оставленные ими записки.

Самое раннее из известных ныне письменных упоминаний о паломничестве на Синай относится примерно к 1370 г. и принадлежит архимандриту смоленской Аврамьевской обители Агрефению. Заметки этого паломника весьма скупы, в них нет описания святых мест Синая - только расстояние до них от Газы и Каира. Но связи России с Синайской православной церковью носили к тому времени уже устойчивый характер. В 1376 г. Москву посетил епископ Марк, он приезжал за милостыней (пожертвованиями) для монастыря Св. Екатерины. В 1390 г. синайские иноки привезли в Москву камень с изображением Неопалимой купины, помещенный в Благовещенском соборе Кремля.

В 1453 г. Византийская империя пала под ударами турок. Россия, крупнейшее православное государство, стала преемницей Византии в качестве хранительницы православной веры. «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать», - говорили в ту пору. Великий князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, начал именовать себя царем. На великокняжеской печати к изображению св. Георгия прибавился двуглавый византийский орел.

Возможности России в поддержании братьев по вере были поначалу очень ограниченными. Об их освобождении из-под власти турок не могло быть и речи. Но русские государи разрешали восточным патриархам - Константинопольскому, Александрийскому, Иерусалимскому и Антиохийскому, а также архиепископу Синайскому систематически направлять в Москву своих людей за милостыней. На эти цели из казны выделялись специальные средства, и немалые.

Ко времени правления Ивана III относятся и первые дошедшие до нас очерковые заметки о посещении Синая русским паломником. В начале 1462 г. в монастыре провел 15 дней инок Варсонофий. Он подробно описал монастырь, его главный храм - базилику Преображения, Неопалимую купину, свои восхождения на гору Моисея и гору Св. Екатерины.

Дважды посылал на Синай богатую милостыню царь Иван Грозный. В первый раз - в 1558 г., за здравие царской семьи, что было в ту пору принято. «Ныне же в дар Богови и на покой твоему святительству послали есмы к тебе со архидиаконом софейским Генадием да с своим купцем с Васильем Позняковым рухляди (утвари. - В.Б.) на 1000 золотых угорских да шубу под бархатом на соболях, - писал Иван Грозный Александрийскому патриарху Иоакиму, - а прошения ради твоего Синайской горы архиепископу и всем инокам на строение монастырское послал есми рухляди на 1000 золотых, и ты бы отче сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе велел молить бога и Пречистую его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении».

Второй раз Иван Грозный посылал милостыню на Синай четверть века спустя и уже по грустному поводу. «Царь Государь и Великий Князь Иоанн Васильевич всея России послал из Москвы с милостынею по сыне своем Царевиче Иоанне Иоанновиче (скончавшемся в 1582 г.), с Московскими купцами Трифоном Коробейниковым, Юрьем Греком, и с ними ездил Феодор крестной мастер, с которыми государь послал пять сот рублей денег в Синайскую гору на сооружение церкви Великомученицы Екатерины».

Василий Позняков, которого сопровождал в монастырь Св. Екатерины сам патриарх Александрийский Иоаким, оставил очень интересное описание своего хождения на Синай и в Палестину, по неясным причинам недооцененное соотечественниками. Иная судьба ожидала записки Трифона Коробейникова и Юрия Грекова, представлявшие собой почти дословное повторение записок Познякова. «Описание их хождения давно у нас сделалось народным», - отмечал в середине XIX в. русский исследователь Иван Сахаров, оно ходило по России в сотнях списков. В популярности этого литературного произведения проявился интерес просвещенных россиян к святым местам Востока.

Во второй половине XVII в. русские цари начали выделять Синай из других святых мест. Так, если гонцы от четырех восточных патриархов, прибывавшие в Россию за милостыней, вынуждены были ждать на границе, в Путивле, высочайшего разрешения на следование в Москву, то посланцев с Синая пропускали в столицу сразу. Видимо, главную роль в этом сыграла популярность на Руси святой Екатерины. Недаром первым женским орденом, учрежденным Петром I в 1714 г., был орден Освобождения во имя Св. великомученицы Екатерины.

Дети царя Алексея Михайловича сыграли ключевую роль в укреплении связей России с синайской обителью. В 1689 г. Россия официально взяла монастырь Св. Екатерины под свое покровительство. По этому случаю в монастырь была отправлена роскошная серебряная с позолотой рака для мощей св. Екатерины. Она и сейчас стоит в алтарной части церкви.

До середины XIX в. паломничество на Синай было настоящим подвигом во имя веры. Продолжалось оно месяцами, а то и годами. Отправиться в такое паломничество могли лишь единицы. Ситуация резко изменилась после того, как созданное в 1856 г. Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ) организовало два года спустя круговую пароходную линию Одесса - Константинополь - Пирей - Бейрут - Яффа - Александрия. В первый же год русские пароходы совершили по этому маршруту 42 рейса и перевезли 12,4 тыс. пассажиров, преимущественно паломников. В следующем году количество и рейсов и пассажиров почти удвоилось. «Число русских поломников, проходящих через Александрию, с каждым годом увеличивается, - писал в отчете за 1881 г. генеральный консул России в Египте И.А. Лекс, - но они большею частию идут в Иерусалим, на Синай же направляются весьма мало: в 1879 году было 87 человек, а в 1881 году - 60 человек».

Александр Елисеев, посетивший Синай в том же 1881 г., встречал на пути русских паломников. «Странно было видеть вятских крестьян на берегу Красного моря в своих национальных костюмах, больших сапогах, красных рубахах, зипунах, фуражках, с котомками за плечами и синайскими ветвями (ветками Неопалимой купины. - В.Б.) в руках», - писал он. По словам Елисеева, русских паломников отличали вера в Бога и в собственную силу, презрение к лишениям, простота.

Лишений же хватало. Пароход шел из Одессы в Александрию всего неделю, оттуда до Каира еще в 1854 г. была построена железная дорога. Но вот железная дорога от Каира до Суэца появилась лишь в 1888 г. До этого туда надо было три дня ехать верхом на верблюде. Из Суэца одни паломники неделю добирались на верблюдах до монастыря, другим удавалось сначала попасть морем в Тор, откуда до монастыря всего три дня пути.

Гора Синай. Рисунок XIX в.В начале ХХ в. поток русских паломников на Синай увеличился, их число далеко превосходило количество паломников других национальностей. «В наши дни мало кто совершает паломничество в монастырь, если не считать русских, известных как московы, - писал в 1916 г. египетский исследователь Наум бек Шукейр. - Каждый год приезжают и мужчины, и женщины, в среднем по 200 человек в год, а то и больше. Обычно они проводят в монастыре восемь дней, осматривая за это время и его окрестности. Большинство русских приезжает из Иерусалима в Рождество или Крещение, но иные отправляются прямо из своей страны».

О том, что часть русских паломников добиралась до Синая из Палестины, говорит такой факт. В 60 км к северо-востоку от монастыря, на старинном караванном пути в Палестину, в долине Вади Хадра, стоит скала, на которой веками оставляли надписи путешественники. Среди этих надписей есть и такая: «На пути к св. Екатерине», причем сделана она дореволюционной графикой. Вади Хадра расположена возле шоссе, идущего от Сен-Катрина к Акабскому заливу, к Нувейбе и Табе на севере и Дахабу и Шарм аш-Шейху на юге.

Русские люди были не только наиболее частыми паломниками. Они стали также пионерами в изучении культурно-исторических сокровищ монастыря и их реставрации. Рядом с мозаикой Преображения в монастырской базилике есть мраморная доска с надписью по-гречески: «Иеромонах Самуил из России высветлил мозаику в 1837 году».

Первым исследователем богатейшей библиотеки монастыря был архимандрит Порфирий Успенский. Начиная с 1845 г. он несколько раз приезжал на Синай. Во время первого посещения обители монахи подарили ему Псалтырь 862 г., до сих пор известную в научном мире как «Псалтырь Успенского». Тогда же он обнаружил ставший впоследствии знаменитым Синайский кодекс - почти полную рукописную Библию IV в., уступающую по древности лишь Ватиканскому кодексу.

Синайский кодекс был написан на тончайшем пергаменте. Первоначально он состоял из 92 не переплетенных тетрадей, в каждой от 4 до 8 листов. Первые 36 тетрадей были утеряны «или, как я слышал, (будто) закладены в какой-то монастырской стене», - писал в 1862 г. Успенский.

Сведения Успенского оказались верными. В 1975 г. в одном из помещений монастыря возник пожар. Огонь быстро потушили, но само помещение пришлось разобрать. В нем оказалась потайная комната, а в ней - полторы тысячи рукописей и старопечатных книг, получивших название «Новая коллекция». Среди них - 12 листов Синайского кодекса.

О находке Успенского узнал немецкий профессор богословия и палеографии Константин фон Тишендорф. В 1859 г. при содействии российских дипломатов он получил от монахов разрешение временно забрать рукопись для изучения и публикации. Три года спустя она была издана в Петербурге в четырех томах. Но вместо того, чтобы вернуть Синайский кодекс в монастырь, Тишендорф преподнес его императору Александру I. Долгие переговоры с синайскими отцами завершились в 1869 г. подписанием акта о подношении Синайского кодекса России. За это Александр I пожаловал монастырю 9000 рублей. Ныне Синайский кодекс находится в Британском музее в Лондоне. В 1933 г. Советский Союз продал его за сто тысяч фунтов стерлингов.

Первую попытку составить каталог греческих рукописей монастырской библиотеки предпринял в 1870 г. архимандрит Антонин Капустин, начальник русской духовной миссии в Палестине. Он описал 1310 рукописей - примерно половину имевшихся тогда в библиотеке. Один экземпляр каталога Капустин оставил в монастыре, а второй подарил Императорскому православному палестинскому обществу.

Дело, начатое Капустиным, продолжил другой русский исследователь - В.Н. Бенешевич. В начале ХХ в. он трижды побывал на Синае и практически завершил каталогизацию греческих рукописей. Бенешевич также опубликовал первое археологическое описание монастыря. Проделав титанический труд, он составил и опубликовал обширный справочник «Лица, бывшие на Синае, и труды о Синае».

Русские исследователи первыми заинтересовались и монастырскими иконами. В 1888 г. профессор Киевской духовной академии А.А. Дмитриевский составил каталог более 500 икон, то есть примерно трети тогдашнего собрания монастыря.

Революция в России 1917 г. надолго прервала паломнические и научные связи россиян с монастырем Св. Екатерины. В последнее десятилетие они восстановлены. Русские паломники и просто туристы все чаще посещают синайскую обитель.

Беляков Владимир Владимирович

Более подробную информацию о православном Синае и монастыре Св. Екатерины
можно прочитать в книге автора «Сокровища Синая» (Изд-во «Вече», 2004)

 

Дополнительная информация по теме: Статья Виктора Гуминского "Египет и Синай глазами русских паломников"

 

 

 

Написать комментарий