.....ты потерял ключ под этим фонарем?
- нет, в другом месте...
- почему же ты ищешь его здесь?
- потому что здесь светлей...
Из старой притчи
Российский менеджмент все больше охватывает «кризис карьеры». Почти каждый месяц в деловых изданиях появляются статьи, посвященные «второй карьере», «кризису карьеры менеджеров» и, притча во языцех, дауншифтингу.
Среди причин кризиса, с которым сталкивается все больше российских менеджеров, сами они называют скуку, повторяемость действий и результата, ограниченные возможности для роста в отрасли и даже - стабилизацию рынков.
Мне хотелось бы предложить свой подход к явлению и направлению поиска для разрешения «кризиса карьеры».
Подход основан на нескольких тезисах:
-
Дауншифтинг - это не «движение вниз», а скорее более или менее удачно построенная личная жизненная стратегия
-
Так называемый кризис карьеры не является трендом «новой российской экономики»
-
Такой кризис является системным и закономерным явлением любой человеческой жизни - кризисом середины жизни
Построение эффективной личной стратегии - это процесс, который так же, как и бизнес-стратегия, требует для себя определенных навыков, труда, места и времени.
Дауншифтинг. Бросить все или найти все?
Не то и не другое. Буквальное определение «сдвиг вниз» и толкование, которое с ним связано - отказ от карьеры, денег, социальных благ, весьма спорно.
Алесандр Соколов, создатель ресурса downshifting.ru и автор нескольких статей на тему о природе дауншифтинга предлагает противоположное определение - вот что он пишет в одной из своиз статей на эту тему - «В таком случае логичнее говорить не о дауншифтинге, а об апшифтинге :) (upshifting). Классический западный дауншифтинг (с понижением доходов) - это всегда революция. Апшифтинг больше похож на эволюционное восхождение и развитие.»
Если говорить о потере денег, то часто дауншифтер теряет в «валовом обороте», но в терминах «чистой прибыли», за минусом расходов на «представительский» образ жизни и с поправкой на географию, его чистый доход может оказаться даже выше.
При этом он живет в более экологичной среде, занимается тем, что ему нравится и не обремен владением и управлением весьма обязывающим количеством движимого и недвижимого. Так что с учетом упущенной выгоды человек, выбравший «снижение» жизненного уровня, часто оказывается в более выгодном положении, чем успешные московские оппоненты.
С другой стороны, в статье на E-xecutivе приводятся результаты исследования неудовлетворенности западных дауншифтеров:
«...среди тех, кто уже стал «дауншифтером», 34% полностью довольны своей новой жизнью, а 37% довольны, но сожалеют об уменьшении дохода. Правда, есть еще 16% тех, кто тяжело переживает потерю прежней зарплаты, а также 7%, не удовлетворенных переменами в своей жизни.»
Мне же хочется перейти от категорий «хорошо/плохо» или «выиграли/проиграли» к обсуждению мотивации и, что самое важно - способа, которым эти люди сделали свой выбор.
О мотивации
И те, кто переживает кризис карьеры и те, кто «перешагнул черту», переносят свою мотивацию из социальной и материальной сферы в личностную и говорят о желании заниматься тем, что нравится и развивает, усталость от карьерной гонки, желании вести более гармоничную жизнь. И те и другие, таким образом, ориентируются на свои внутренние оценки и их мотивация связана с областью удовлетворения своих собственных внутренних потребностей. К сожалению, проанализировать и сформулировать свои глубинные потребности не такая тривиальная задача, как кажется. Эта последовательная работа, которая требует усилий, времени, места и желательно профессиональной поддержки.
О способе
Если говорить о способах, которые дауншифтеры использовали, чтобы сделать свой выбор, вот несколько более или менее типичных:
Хобби, как дело. Вариант, когда хобби начинает вырастать в дело, которому хочется посвящать все больше времени и которое способно приносить некоторый доход
Случай. Здесь число вариантов бесконечно много - случай на то и случай.
«Война план покажет». Это вариант, когда «больше не могу» настолько перевешивает «должен», что человек просто бросает все в надежде освободить пространство для чего-то нового. При этом никаких конкретных планов и «хотелок» у него нет.
Разработка Я-стратегии. В этом случае новому выбору предшествует личная работа по переоценке ценностей, ревизии ресурсов и ограничений, осознаванию собственных мотиваций и приоритетов. Часто это делается с помощью консультантов или коучей.
Не только у нас, не только сейчас и даже не 20 лет назад в Америке...
В развитых странах «кризис карьеры» переживают не только топ-менеджеры, но и, к примеру, их жены-домохозяйки, вырастившие детей и исчерпав смысл своей карьеры, если под этим понимать дело, которым они занимали даже не 8-12, а все 24 часа в сутки. Часто эти женщины в возрасте 40 лет идут учиться, получают новую профессию, находят себя в благотворительности или социальных или творческих проектах. Безусловно, кризис, связанный с делом, которым они занимаются, испытывают не только люди бизнеса, просто они являются наиболее публичными.
Такие же кризисы в определенный период испытывают творческие люди, учителя, врачи, инженеры...
Это происходит с людьми в разных экономических системах, разного социального статуса и в разное историческое время - вспомним хотя бы римского императора, нашедшего себя «на капустной грядке».
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу» - так писал Данте Алигьере о переживаемых им чувствах. Ему было 42 года.
Лондонский психоаналитик Элиот Жак, изучая биографии великих художников Запада, которые были охвачены творческим кризисом, выяснил, что все они были в это время в возрасте 35-45 лет. Сначала он опирался на специально отобранные биографии великих людей, затем продолжил свое исследование в других исторических периодах и социальных группах. В 1965 году он опубликовал статью, в которой сказал о том, что этот кризис проявляется в каждом обыкновенном человеке и назвал это «кризисом, связанным с серединой жизни».
Вот что пишет Гейл Шихи в своей книге «Возрастные кризисы» - «Мужчины ощущают толчки времени в районе тридцати пяти лет.... Многие мужчины в ответ на эти толчки увеличивают свои усилия по совершенствованию карьеры. В них настойчиво бьется мысль: «Это мой последний шанс».
Одновременно в это время люди начинают больше заботиться о своем физическом облике и здоровье, с разочарованием смотрят на свою семейную жизнь и пытаются строить новые сексуальные и семейные альянсы.
Таким образом, кризис карьеры - лишь одно из проявлений общего кризиса середины жизни, который в среднем переживается людьми в периоде 35-45 лет.
Кризис карьеры или кризис смысла. Зачем он нужен?
Китайский иероглиф, означающий понятие "кризис", - это комбинация иероглифов "опасность" и "благоприятная возможность".
В первой половине жизни каждый человек реализует свои амбиции и это необходимо для того, чтобы узнать, на что он способен, создать семью, социальные отношения и статус. Но, реализовав амбиции, связанные с формированием собственной идентичности и удовлетворением потребностей, любой человек сталкивается с необходимостью найти другие, более высокие цели для собственного развития и удовлетворения. Карл Густав Юнг называл процесс такого поиска «индивидуацией» и говорил о том, что только сознательно прожитый процесс индивидуации способен предотвратить полную девальвацию человеческой жизни в ее конце. Юнг писал:
«Каждый должен быть тем, кто он есть; каждый должен раскрывать свою собственную уникальность... Индивидуация никоим образом не исключительная вещь или наслаждение горстки людей, но о тех, кто знает, что они осуществляют этот процесс, можно говорить как об удачливых».
Реализуя свои амбиции - в отношениях, карьере, социальной деятельности, каждый человек делает это только ему одному присущим способом. Источником этого является глубокая индивидуальная мотивация, которая черпает энергию в так называемом «ядерном комплексе» личности. Эта энергия остается с нами на всю жизнь, но только будучи осознанной, выявленной, она может быть эффективно использована для успешного развития человека во второй половине его жизни. Выявление, осознавание и трансформация этой энергии способны дать ответ на вопрос о направлении усилий человека в поиске себя, придать смысл его деятельности и позволить ему сформулировать осознанные жизненные цели.
Итак, карьера, как средство реализации и удовлетворения амбиций, больше не имеет смысла. Одновременно, современный менеджер ищет выход в контексте карьеры, неизбежно ставящей своей целью реализацию социальных и материальных амбиций. Цель и средства принципиально противоречат друг другу.
Люди, которые неудовлетворены только высотой карьерной ступеньки и соответсвующими материиальными и социальными бонусами, просто находят себе новую работу. Причем делают это именно просто - потому что четко знают, чего они хотят, как измерить это «хотение» и где искать решение.
Только признав, что такой кризис является системным, закономерным и, что самое важное - чрезвычайно значимым и определяющим всю вторую половину человеческой жизни, можно начать поиск своей «личной формулы», своей Я-стратегии.
Я-стратегия. Как строить будем?
Таким образом, направление поиска основано на серьезной работе с собой, своими ценностями, мотивациями и приоритетами. Безусловно, это глубокий индивидуальный процесс, в котором человек может двигаться самостоятельно от начала до конца или пользоваться поддержкой профессионалов - например, коуча или психоаналитика на разных его стадиях.
Можно сделать это специальным проектом по разработке Я - стратегии, который авторы назвали «Личная формула».
Логика и динамика проекта построена так, чтобы, двигаясь от осмысления прошлых личных мотиваций и задач, через их трансформацию, прийти к формулированию новых жизненных целей, их соединению с личным жизненным смыслом, нахождению ресурсов и плану реализации.
Основной замысел состоял в том, чтобы:
Дать этому место и время. Место вне привычного контекста и время, достаточное для того, чтобы понять свои личные мотивации, провести инвентаризацию своих «хочу», «могу», «должен».
Профессиональное сопровождение. На каждом из этапов проекта использовать уместную профессиональную поддержку. На этапе аналитической работы - работу с личностными аналитическим техниками. На этапе проектирование - коучинг, как наиболее эффективную технику при работе с целеполаганием и планированием.
Целостность проекта. Логично двигаясь от этапа к этапу, в одном временном и групповом пространстве, можно достичь высоких результатов в относительно короткое время.
В конце концов, потерянный ключ имеет смысл искать там, где его можно найти, а не там, где сейчас светлее. Можно просто взять с собой фонарь.
Элла Борисова, 2007
Цены актуальны. Мы и сегодня также всех встречаем.