И приходит этот день

И приходит этот день. Однажды. Приходит к каждому из нас. День, когда мы, всегда такие заряженные на результат, такие целеустремленные, такие успешные, такие совершенные, топовые бизнес-единицы даем сбой. Не важно, что является формальной мелкой причиной - отпуск, затянувшиеся новогодние праздники или рабочие проблемы. Не важно, что явилось этой причиной, потому что суть давно жила внутри, медленно росла, проявляясь мелким фоновым раздражением, волнами депрессии или лихорадочным интересом ко всему новому. И была эта суть так для нас страшна, что прятали мы ее от себя как можно глубже и в упор не видели и заливали вечерним алкоголем и прятались за учебой, экстремальными хобби и круглосуточной работой. Но этот день все равно пришел. Однажды. И мы приняли его, потому что больше не могли прятаться от себя. Мы неожиданно поняли, что НЕ ПОНИМАЕМ СМЫСЛА.

Не знаем, зачем нам такая жизнь, зачем общаемся с этими малоинтересными, а то и вовсе неприятными нам людьми. Зачем ходим на работу, зачем нам столько денег, если ничего, из купленного на них, нас давно не радует. Зачем мы идем утром в офис, а вечером домой. Мы вспоминаем прошедший год и понимаем, что прожить его еще раз не хотим. И мы очень ясно знаем, что нам принесет год будущий. И уже сейчас этого всего не нужно. И нам становится страшно от того, что пружина, вечно сидевшая в нас, вечно толкающая вперед, выше, дальше, заставляющая видеть в происходящем смысл и оценивать жизнь по таким понятным еще вчера критериям победы и проигрыша, эта пружина зримо ослабла.

Но нет, нет же, нас же так просто не взять, нам же некогда болеть и думать о грустном, у нас же отточены реакции на все. У нас же живучесть выше, чем у современных подлодок, что нам тревожные мысли. Так, командуем мы, «всех наверх», «стоп машина», отдохнуть, сходить на тренинг, переключиться, поднять планку, взять на себя, почувствовать фактор страха - не на тех напали, не первый чай раз, врешь залетная.

И помогает. Но как-то пугающе ненадолго. А сил выжжено в попытке много. Ерунда, говорим себе мы, еще раз. И чуть меняем программу. И опять не то. И заползает внутрь скользкое ощущение страха собственной неполноценности. И мы затаиваемся. От себя и еще глубже от других. И как никогда мы активны и внешне радостны. Но нам же все равно нужен ответ. Мы не можем без него. И наша программа выдает нам вторую линию защиты - поиск. Кого? Да, конечно же, виноватых. И мы их находим. Даже больше нужного. Есть выбор. И как нам от этого становится хорошо. И начинаем мы менять семью, любовников, работу, партнеров, рожаем или бросаем детей, увлекаемся восточными практиками или наркотиками, начинаем следить за собой и получаем МВА. Меняем, меняем, меняем что-то во внешнем мире. И рано или поздно приходим к тому, что суть изменений ничтожна, а результат спорен. И признаем. Признаем простую истину, что проблема все же в нас. И что все, что мы привыкли делать, не работает, а вариантов у нас нет.

Но и здесь мы не в впадаем в отчаянье. Да ладно, да не знаем, что делать. Так не в первый же раз. Почитаем книги, походим на семинары, наймем специалистов, все, что можно купить за деньги - не проблема, а расходы. Ответ должен быть прост, где-то он есть, надо просто найти, не наша специализация, в конце концов, не смертельно. И ведь и правда находим. Вот ведь что. Не одни мы. Оказывается, это довольно стандартный «кризис среднего возраста» и он бывает со всеми, и в первую очередь с лучшими из нас. И это оказывается почти модно и престижно, как «господская болезнь» подагра у некрасовского лакея. И есть классификация причин, и мы без труда находим в ней свою. И есть веские обсуждения истории явления и ссылки на классиков. И интервью. И, как ни странно, варианты. И если у нас есть на это время, мы выясняем, что на Западе давно существует явление «второй карьеры», что для осознания самого себя нужно делать в работе перерыв минимум на полгода, а то и на год, что в этом возрасте человек переосмысливает свои цели и ценности. И что большинство не умеет делать это самостоятельно и требует профессионального сопровождения. И знаем уже, что такое дауншифтинг, и что мы тоже легко можем хоть завтра сдать квартиру и уехать к теплому морю и больше ничего не делать. Но как бы нас не увлекал процесс поиска и набор теории, мы рано или поздно понимаем, что хотя мы теперь много чего знаем о явлении, мы мало приблизились к пониманию вопроса «А мне то, что дальше делать?». И, может быть в первый раз в жизни, мы сталкиваемся с вопросом, готового ответа на который похоже нет. А как искать ответы на вопросы «Зачем?» нас никогда не учили, не было такого вопроса, был он всегда понятен, всегда был тот, кто задавал критерии, оставалось принять на себя вызов и выбрать самый трудный и многообещающий путь. Или сбалансировать риски. Или правильно оценить тренд. И мы делали это все, делали лучше, чем другие, иначе не вынесла бы нас жизнь на первые ступени разных лестниц. Мы можем все, или как минимум многое. Мы только больше не знаем, чего мы теперь хотим. Мы достаточно взрослые, чтобы более или менее ясно понять, что критерии нашей успешности, а то и всей нашей жизни заданы извне, но мы слишком взрослые, чтобы помнить, чего мы от этой жизни хотели сами. И, похоже, нам предстоит путь. И, похоже, пройти его придется самим. И хорошо бы, чтобы это был путь к себе.

И есть возможность все бросить и уехать искать смысл жизни. И ничего не делать. Это тоже сейчас модно. Уже даже не все осудят. Но как-то и хочется вроде и есть понимание, что это разрушит нас, таких, какие мы есть, превратит в профессиональных бездельников, и зачем тогда эти годы работы, ведь мы способны менять мир, неужели это больше нам самим не интересно?! Да и нет, в общем-то, желания ничего не делать - есть просто внутреннее отрицание той жизни, которой живешь.

И есть идея. Идея, что осознать собственные цели и желания каждый может только сам. Но что жаль тратить на этот процесс заявленных специалистами 10 лет в обычном мире и даже одного года в нерабочей среде. А что можно попробовать не просто отказаться от чего-то, а сознательно создать среду и процесс перехода в некое новое состояние, научиться рассматривать свою жизнь как самый важный и самый интересный свой проект. Есть идея, что если свести в одно место действительно заинтересованных в поисках ответов людей и успешных специалистов по психоанализу, коучингу, бизнес-планированию, и если место это будет максимально оторвано от нашей «здешней» жизни по ритму, смыслам, людям, то появится возможность пройти этот путь к себе быстрее, концентрированней и более гибко управляемо. Не пустить на самотек, не разрушить себя в откладывании на завтра самых главных решений, не доходить до точки, когда «бросить все» становится единственным выходом.

И никто, создавая это место и время, не знает заранее, к какому выходу каждый из нас придет. И почти наверняка мы выйдем в разные двери. Может даже каждый в свою. С пониманием, что поиск себя бесконечен, но возможен. Не без страха. Но ведь мы же по-прежнему лучшие, мы знаем, что страх - самый верный вектор.

В конце концов, потерянный ключ имеет смысл искать там, где его можно найти, а не там, где сейчас светлее. Можно просто взять с собой фонарь.

 

Кирилл Нестеров, 2008

Впервые опубликовано на сайте e-xecutive.ru 

← Полчаса до счастья Проект-семинар «Личная формула» →
Как правило, туристические агентства предлагают страховку еще в России. В Египте действует система государственного страхования всех приезжающих туристов. Однако в случае обращения к врачу придется платить за все самому, и лишь по возвращении деньги будут возвращены через турагентство.
Наши проекты
Регистрация