Известный путешественник второй половины XIX в. Александр Елисеев отмечал, что «русский паломник появился у святых мест Востока еще тогда, когда, быть может, свет христианства не пролился на всю семью русских славян». Действительно, уже в 1001 г., всего через 13 лет после крещения Руси, как указывается в Никоновской летописи, «послал Володимер гостей своих, аки в послех, в Рим, а других во Иерусалим, и в Египет и в Вавилон». Под Вавилоном определенно имеется в виду Вавилон Египетский, то есть христианский Старый Каир, поскольку древний Вавилон в Месопотамии был к тому времени давно разрушен. Из географии посольств ясно, что направлялись они в первую очередь по религиозным делам.
«Издавна местами поклонения русских богомольцев служили Афон, Синай и святые места Палестины, - писал далее Александр Елисеев. - Афон был наиболее посещаемым местом по причине своей сравнительной близости; Синай, отделенный от всего остального мира дикими пустынями, по одному своему географическому положению не мог служить излюбленным местом паломника». Тем не менее еще в Средние века русские люди систематически посещали Синай, о чем свидетельствуют оставленные ими записки.
Самое раннее из известных ныне письменных упоминаний о паломничестве на Синай относится примерно к 1370 г. и принадлежит архимандриту смоленской Аврамьевской обители Агрефению. Заметки этого паломника весьма скупы, в них нет описания святых мест Синая - только расстояние до них от Газы и Каира. Но связи России с Синайской православной церковью носили к тому времени уже устойчивый характер. В 1376 г. Москву посетил епископ Марк, он приезжал за милостыней (пожертвованиями) для монастыря Св. Екатерины. В 1390 г. синайские иноки привезли в Москву камень с изображением Неопалимой купины, помещенный в Благовещенском соборе Кремля.
В 1453 г. Византийская империя пала под ударами турок. Россия, крупнейшее православное государство, стала преемницей Византии в качестве хранительницы православной веры. «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать», - говорили в ту пору. Великий князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, начал именовать себя царем. На великокняжеской печати к изображению св. Георгия прибавился двуглавый византийский орел.
Возможности России в поддержании братьев по вере были поначалу очень ограниченными. Об их освобождении из-под власти турок не могло быть и речи. Но русские государи разрешали восточным патриархам - Константинопольскому, Александрийскому, Иерусалимскому и Антиохийскому, а также архиепископу Синайскому систематически направлять в Москву своих людей за милостыней. На эти цели из казны выделялись специальные средства, и немалые.
Ко времени правления Ивана III относятся и первые дошедшие до нас очерковые заметки о посещении Синая русским паломником. В начале 1462 г. в монастыре провел 15 дней инок Варсонофий. Он подробно описал монастырь, его главный храм - базилику Преображения, Неопалимую купину, свои восхождения на гору Моисея и гору Св. Екатерины.
Дважды посылал на Синай богатую милостыню царь Иван Грозный. В первый раз - в 1558 г., за здравие царской семьи, что было в ту пору принято. «Ныне же в дар Богови и на покой твоему святительству послали есмы к тебе со архидиаконом софейским Генадием да с своим купцем с Васильем Позняковым рухляди (утвари. - В.Б.) на 1000 золотых угорских да шубу под бархатом на соболях, - писал Иван Грозный Александрийскому патриарху Иоакиму, - а прошения ради твоего Синайской горы архиепископу и всем инокам на строение монастырское послал есми рухляди на 1000 золотых, и ты бы отче сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе велел молить бога и Пречистую его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении».
Второй раз Иван Грозный посылал милостыню на Синай четверть века спустя и уже по грустному поводу. «Царь Государь и Великий Князь Иоанн Васильевич всея России послал из Москвы с милостынею по сыне своем Царевиче Иоанне Иоанновиче (скончавшемся в 1582 г.), с Московскими купцами Трифоном Коробейниковым, Юрьем Греком, и с ними ездил Феодор крестной мастер, с которыми государь послал пять сот рублей денег в Синайскую гору на сооружение церкви Великомученицы Екатерины».
Василий Позняков, которого сопровождал в монастырь Св. Екатерины сам патриарх Александрийский Иоаким, оставил очень интересное описание своего хождения на Синай и в Палестину, по неясным причинам недооцененное соотечественниками. Иная судьба ожидала записки Трифона Коробейникова и Юрия Грекова, представлявшие собой почти дословное повторение записок Познякова. «Описание их хождения давно у нас сделалось народным», - отмечал в середине XIX в. русский исследователь Иван Сахаров, оно ходило по России в сотнях списков. В популярности этого литературного произведения проявился интерес просвещенных россиян к святым местам Востока.
Во второй половине XVII в. русские цари начали выделять Синай из других святых мест. Так, если гонцы от четырех восточных патриархов, прибывавшие в Россию за милостыней, вынуждены были ждать на границе, в Путивле, высочайшего разрешения на следование в Москву, то посланцев с Синая пропускали в столицу сразу. Видимо, главную роль в этом сыграла популярность на Руси святой Екатерины. Недаром первым женским орденом, учрежденным Петром I в 1714 г., был орден Освобождения во имя Св. великомученицы Екатерины.
Дети царя Алексея Михайловича сыграли ключевую роль в укреплении связей России с синайской обителью. В 1689 г. Россия официально взяла монастырь Св. Екатерины под свое покровительство. По этому случаю в монастырь была отправлена роскошная серебряная с позолотой рака для мощей св. Екатерины. Она и сейчас стоит в алтарной части церкви.
До середины XIX в. паломничество на Синай было настоящим подвигом во имя веры. Продолжалось оно месяцами, а то и годами. Отправиться в такое паломничество могли лишь единицы. Ситуация резко изменилась после того, как созданное в 1856 г. Русское общество пароходства и торговли (РОПИТ) организовало два года спустя круговую пароходную линию Одесса - Константинополь - Пирей - Бейрут - Яффа - Александрия. В первый же год русские пароходы совершили по этому маршруту 42 рейса и перевезли 12,4 тыс. пассажиров, преимущественно паломников. В следующем году количество и рейсов и пассажиров почти удвоилось. «Число русских поломников, проходящих через Александрию, с каждым годом увеличивается, - писал в отчете за 1881 г. генеральный консул России в Египте И.А. Лекс, - но они большею частию идут в Иерусалим, на Синай же направляются весьма мало: в 1879 году было 87 человек, а в 1881 году - 60 человек».
Александр Елисеев, посетивший Синай в том же 1881 г., встречал на пути русских паломников. «Странно было видеть вятских крестьян на берегу Красного моря в своих национальных костюмах, больших сапогах, красных рубахах, зипунах, фуражках, с котомками за плечами и синайскими ветвями (ветками Неопалимой купины. - В.Б.) в руках», - писал он. По словам Елисеева, русских паломников отличали вера в Бога и в собственную силу, презрение к лишениям, простота.
Лишений же хватало. Пароход шел из Одессы в Александрию всего неделю, оттуда до Каира еще в 1854 г. была построена железная дорога. Но вот железная дорога от Каира до Суэца появилась лишь в 1888 г. До этого туда надо было три дня ехать верхом на верблюде. Из Суэца одни паломники неделю добирались на верблюдах до монастыря, другим удавалось сначала попасть морем в Тор, откуда до монастыря всего три дня пути.
В начале ХХ в. поток русских паломников на Синай увеличился, их число далеко превосходило количество паломников других национальностей. «В наши дни мало кто совершает паломничество в монастырь, если не считать русских, известных как московы, - писал в 1916 г. египетский исследователь Наум бек Шукейр. - Каждый год приезжают и мужчины, и женщины, в среднем по 200 человек в год, а то и больше. Обычно они проводят в монастыре восемь дней, осматривая за это время и его окрестности. Большинство русских приезжает из Иерусалима в Рождество или Крещение, но иные отправляются прямо из своей страны».
О том, что часть русских паломников добиралась до Синая из Палестины, говорит такой факт. В 60 км к северо-востоку от монастыря, на старинном караванном пути в Палестину, в долине Вади Хадра, стоит скала, на которой веками оставляли надписи путешественники. Среди этих надписей есть и такая: «На пути к св. Екатерине», причем сделана она дореволюционной графикой. Вади Хадра расположена возле шоссе, идущего от Сен-Катрина к Акабскому заливу, к Нувейбе и Табе на севере и Дахабу и Шарм аш-Шейху на юге.
Русские люди были не только наиболее частыми паломниками. Они стали также пионерами в изучении культурно-исторических сокровищ монастыря и их реставрации. Рядом с мозаикой Преображения в монастырской базилике есть мраморная доска с надписью по-гречески: «Иеромонах Самуил из России высветлил мозаику в 1837 году».
Первым исследователем богатейшей библиотеки монастыря был архимандрит Порфирий Успенский. Начиная с 1845 г. он несколько раз приезжал на Синай. Во время первого посещения обители монахи подарили ему Псалтырь 862 г., до сих пор известную в научном мире как «Псалтырь Успенского». Тогда же он обнаружил ставший впоследствии знаменитым Синайский кодекс - почти полную рукописную Библию IV в., уступающую по древности лишь Ватиканскому кодексу.
Синайский кодекс был написан на тончайшем пергаменте. Первоначально он состоял из 92 не переплетенных тетрадей, в каждой от 4 до 8 листов. Первые 36 тетрадей были утеряны «или, как я слышал, (будто) закладены в какой-то монастырской стене», - писал в 1862 г. Успенский.
Сведения Успенского оказались верными. В 1975 г. в одном из помещений монастыря возник пожар. Огонь быстро потушили, но само помещение пришлось разобрать. В нем оказалась потайная комната, а в ней - полторы тысячи рукописей и старопечатных книг, получивших название «Новая коллекция». Среди них - 12 листов Синайского кодекса.
О находке Успенского узнал немецкий профессор богословия и палеографии Константин фон Тишендорф. В 1859 г. при содействии российских дипломатов он получил от монахов разрешение временно забрать рукопись для изучения и публикации. Три года спустя она была издана в Петербурге в четырех томах. Но вместо того, чтобы вернуть Синайский кодекс в монастырь, Тишендорф преподнес его императору Александру I. Долгие переговоры с синайскими отцами завершились в 1869 г. подписанием акта о подношении Синайского кодекса России. За это Александр I пожаловал монастырю 9000 рублей. Ныне Синайский кодекс находится в Британском музее в Лондоне. В 1933 г. Советский Союз продал его за сто тысяч фунтов стерлингов.
Первую попытку составить каталог греческих рукописей монастырской библиотеки предпринял в 1870 г. архимандрит Антонин Капустин, начальник русской духовной миссии в Палестине. Он описал 1310 рукописей - примерно половину имевшихся тогда в библиотеке. Один экземпляр каталога Капустин оставил в монастыре, а второй подарил Императорскому православному палестинскому обществу.
Дело, начатое Капустиным, продолжил другой русский исследователь - В.Н. Бенешевич. В начале ХХ в. он трижды побывал на Синае и практически завершил каталогизацию греческих рукописей. Бенешевич также опубликовал первое археологическое описание монастыря. Проделав титанический труд, он составил и опубликовал обширный справочник «Лица, бывшие на Синае, и труды о Синае».
Русские исследователи первыми заинтересовались и монастырскими иконами. В 1888 г. профессор Киевской духовной академии А.А. Дмитриевский составил каталог более 500 икон, то есть примерно трети тогдашнего собрания монастыря.
Революция в России 1917 г. надолго прервала паломнические и научные связи россиян с монастырем Св. Екатерины. В последнее десятилетие они восстановлены. Русские паломники и просто туристы все чаще посещают синайскую обитель.
Беляков Владимир Владимирович
Более подробную информацию о православном Синае и монастыре Св. Екатерины
можно прочитать в книге автора «Сокровища Синая» (Изд-во «Вече», 2004)
Дополнительная информация по теме: Статья Виктора Гуминского "Египет и Синай глазами русских паломников"
Цены актуальны. Мы и сегодня также всех встречаем.