Православный монастырь Св. Екатерины (Сен-Катрин) основан в VI в., при византийском императоре Юстиниане (527-565), вокруг Неопалимой купины. Но, вероятно, еще до официального признания христианства римским императором Константином в 312 г. в этом отдаленном и труднодоступном месте укрывались от преследований христиане.
Первое письменное свидетельство о посещении места, где впоследствии был построен монастырь, оставила в 384 г. знатная испанка Этерия. Она отмечала, что там живут отшельники и есть три маленькие церкви - одна на вершине горы Моисея, другая у ее подножия, а третья возле Неопалимой купины. Последняя церковь была построена по указанию св. Елены - матери императора Константина.
Монастырь Св. Екатерины - наиболее хорошо сохранившийся архитектурный памятник раннего Средневековья. Он ни разу не разрушался и не разорялся. Живой организм, монастырский комплекс менялся с веками в своих второстепенных чертах. Но главные его элементы, стены и церковь, дошли до нас в неизменном виде со времени Юстиниана.
Монастырь воздвигнут из гранитных блоков. Он обнесен мощными стенами, достигающими местами высоты 15 м. В плане монастырь представляет собой прямоугольник со сторонами 85 и 70 м. «Стоя на наклоне, он, как бы лепясь, поднимается вверх по склону, как гнездо орла, - писал известный русский путешественник Александр Елисеев, посетивший монастырь в 1881 г. - Неприветливо, как крепость, выглядят его четырехугольные, с маленькими башенками, высокие стены, заключающие в себе целый лабиринт зданий».
Одновременно со стенами была построена церковь Преображения. Свое название она получила от великолепной мозаики на тему преображения Господня, украшающей ее алтарную часть. Ныне мозаику закрывает от посетителей церкви высокий иконостас, изготовленный на острове Крит в 1612 г.
Церковь невелика. Ее длина - 38 м, ширина - 9 м, высота - 5 м. По своей архитектуре это классическая византийская базилика. Центральный зал-неф с высоким потолком отделен от боковых нефов рядами колонн по 6 с каждой стороны. Общее число колонн соответствует количеству месяцев в году. На каждой колонне вывешена икона, на которой изображены все святые данного месяца. Фресок в церкви нет. Вместо них ее стены украшают иконы. Дверь, ведущая из притвора в храм, изготовлена из ливанского кедра и навешена при строительстве церкви в VI в.
По сторонам боковых нефов есть небольшие часовни. Самое же святое место в монастыре - часовня Неопалимой купины, расположенная за алтарной частью церкви. Войти в нее с улицы нельзя, это можно сделать только из церкви, минуя ее алтарную часть по одному из боковых нефов.
В часовню можно входить, лишь предварительно сняв обувь. Ее алтарь находится над корнями Неопалимой купины. Сам же священный куст растет на высоком постаменте за стеной часовни, во дворе. Куст эндемичен; второго точно такого же куста нет на всем Синае.
Для туристов вход в монастырь открыт с 9 до 12 часов утра, кроме пятницы и воскресенья. Им показывают Неопалимую купину и переднюю часть церкви. Православным паломникам разрешают также пройти в часовню Неопалимой купины. Они могут присутствовать вместе с монахами на службах, которые ежедневно проходят в церкви в 4 часа утра, 12 часов дня и 4 часа вечера.
В церкви в маленьких металлических ящиках-раках хранятся мощи святой великомученицы Екатерины - голова и кисть левой руки. Мощи ее были обретены в Х в. на вершине самой высокой горы Синая, неподалеку от монастыря. С тех пор гора носит имя Св. Екатерины - как и сам монастырь. Поначалу же монастырь получил имя Божьей Матери - по символической ассоциации Богоматери - девы с горящим, но не сгорающим кустом Неопалимой купины. В 1025 г. монах из Сицилии Симеон Пентаглоссос привез часть мощей св. Екатерины в Европу и подарил их собору во французском городе Руан.
Св. Екатерина родилась в Александрии, в знатной семье. Ее мать была христианкой и крестила свою дочь. Екатерина была красива и умна, и немало юношей просили ее руки. Но она всем отказала и решила посвятить свою жизнь Богу.
Когда в Александрию на языческое празднество прибыл римский император Максимин, Екатерина пришла к нему, назвала себя христианкой и стала изобличать язычество. Разгневанный император подверг ее пыткам. Но девушка была непоколебима в своих убеждениях. Видя ее твердость и веру, многие, в том числе и супруга императора Августа, обратились ко Христу. Тогда Максимин приказал обезглавить Екатерину. После казни тело ее исчезло. Согласно традиции, ангелы перенесли его на своих крылах на самую высокую гору Синая. Произошло это в период между 305 и 312 гг. День памяти св. Екатерины широко отмечается в монастыре 7 декабря.
В Сокровищнице (музее) демонстрируются наиболее ценные иконы, иллюстрированные манускрипты и церковная утварь (вход - LE 20, православным скидка 50%). Самая старая и знаменитая из икон - Иисус Пантократор (Вседержитель). Эта довольно большая по размерам икона написана в Византии в VI в. восковыми красками. Всего же в богатейшей коллекции монастыря насчитывается более двух тысяч икон, преимущественно православных, разных времен и народов. Есть среди них и иконы русского письма.
Обитатели отдаленного и изолированного монастыря не поддались иконоборчеству, захлестнувшему Византию более чем на век (726-842 гг.), когда иконы уничтожались как символы идолопоклонничества. Находящиеся в обители ранние византийские иконы уникальны, они представляют собой исключительную историческую и художественную ценность.
Иконы писались и в самом монастыре, а также в его владениях-метохиях, разбросанных по Восточному Средиземноморью. Так, выдающийся художник эпохи Возрождения Эль Греко (1541-1614), испанец греческого происхождения, учился живописи на острове Крит, в монастыре города Ираклион, являвшегося метохией монастыря Св. Екатерины.
В монастыре также собрана обширная религиозная библиотека, насчитывающая более трех тысяч манускриптов и тысячи книг. Она уступает по своему значению лишь библиотеке самого Ватикана. Самая древняя рукопись - Сирийский кодекс, Библия V в. Для посещения библиотеки нужно разрешение архиепископа Синайского.
Рядом с церковью стоит ажурная колокольня. Она была возведена в 1871 г. на деньги, полученные из России. Все девять колоколов - русской работы. До строительства колокольни монахи собирались на молитву в церковь по сигналу семандрона (талантона). Это сухая доска, издающая звонкий звук, если ударить по ней колотушкой. Монахи и сейчас в повседневной жизни пользуются семандроном, в колокола же звонят только по праздникам.
Монастырь Св. Екатерины - единственная христианская обитель, в которой есть мечеть. В начале XI в. фанатичный исламский правитель Египта халиф Хаким решил уничтожить бастион неверных на Синае и отправил туда войска. Но бедуины предупредили монахов, и те быстро превратили одно из помещений монастыря в мечеть. Хаким в растерянности отступил, ибо место вокруг мечети свято для мусульманина. Минарет же пристроили позднее.
Жизнь отшельников, а тем более существование целого монастыря, была бы невозможна без воды. Внутри монастыря два источника, и еще один расположен снаружи, возле его северной стены. Рядом с церковью находится источник Моисея. Считается, что именно к нему Моисей пригнал овец, когда впервые увидел Бога в пламени Неопалимой купины. Кстати, отнюдь не строгий архитектурный план монастыря объясняется тем, что он был должен удовлетворить два требования: включить в себя источник Моисея и Неопалимую купину и стоять выше русла сезонных селевых потоков. Поэтому источник и куст расположены в самой низкой части монастыря, рядом с его северной стеной.
Воды из трех источников хватает не только на нужды двух десятков нынешних обитателей монастыря, но и на полив обширного сада. Он спускается террасами от западной стены обители. Рядом с ним находится небольшое здание. На его верхнем этаже - часовня, а на нижнем - пантеон.
В монастыре существует необычная традиция захоронения монахов. Между пантеоном и стеной сада расположено крошечное кладбище. В скале выбиты шесть могил. Когда кто-то умирает, то, чтобы похоронить его, из наиболее старой могилы вынимают останки и переносят в пантеон. Скелет расчленяют. Череп кладут в одно место, кости - в другое. За четырнадцать веков существования монастыря образовались две внушительных размеров горки. Останки архиепископов хранят целиком в нишах, устроенных в стене пантеона. Исключение сделано лишь для одного человека - монаха по имени Стефанос, чей скелет в одежде установлен посреди пантеона. В конце VI в. Стефанос стоял у ворот на пути к вершине горы Моисея и экзаменовал паломников перед тем, как разрешить им подниматься дальше.
Среди архиепископов Синайских было немало известных в истории церкви людей. Самый знаменитый из них - преподобный Иоанн Лествичник. Он родился около 570 г. и в 16 лет пришел в монастырь на Синае. 19 лет Иоанн прожил в обители и еще 40 - в ските, после чего его избрали игуменом монастыря. Иоанн - автор «Лествицы» («Лестницы»), руководства для восхождения к духовному совершенству, почему и получил прозвище Лествичник. Книга состоит из тридцати глав-ступеней, по числу лет земной жизни Спасителя до выхода его на общественное служение. Каждая глава посвящена одной из греховных страстей или христианских добродетелей. Книга показывает, как, борясь с грехами и стяжая одну добродетель за другой, подвижник приближается к духовному совершенству.
«Лествица» была написана для иноков, но не меньшую пользу приносит она и мирянам. Четвертое воскресенье Великого поста церковь посвящает Иоанну Лествичнику. Он скончался в 649 г.
Синайский монастырь независим от православных патриархов. Поначалу игумен монастыря носил сан епископа, а с XII в. - архиепископа. Он является главой самостоятельной Синайской православной церкви. Церковь эта греческая и имеет ныне не так много последователей. Рукоположение архиепископа Синайского производит патриарх Иерусалимский, но архиепископ не входит в священный синод Иерусалимского патриархата.
У монастыря есть своя хорошая гостиница, где может остановиться каждый желающий. В гостиничном комплексе расположены книжный и сувенирный киоск. Еще один книжный киоск находится в самом монастыре.
Беляков Владимир Владимирович
Более подробную информацию о православном Синае и монастыре Св. Екатерины
можно прочитать в книге автора «Сокровища Синая» (Изд-во «Вече», 2004)
Цены актуальны. Мы и сегодня также всех встречаем.