Яхтинг в Красном море

 

Продолжение. Предыдущие записи в блоге кругосветки яхты "Дельта".

Выйдя из йеменского порта Ходейда на встречу ветрам Красного моря ребята с парусной яхты "Дельта" идущие кругосветку, так описывают свои опыты:

Баб-Эль-Мандеб.

"Это пролив, если кто не знает. Этапная штуковина - когда-то Гибралтар проходили, Торресов пролив, теперь, вот - БЛМ.
Узко-узко. Сам пролив достаточно широкий, но его почти целиком занимает линия разделения движения грузовиков, а то немногое, что остается - закрытая зона военной базы острова Пурим, которая этот пролив контролирует, и, я так понимаю, в случае чего плотно перекрывает. Вот и приходится протискиваться по самой обочине большой дороги, вертя во все стороны головой, чтоб не задавили - трафик карго очень плотный. Ночью естественно. Кто же днем по всяким опасным местам ходит? Нет, это не для нас - ночью забавнее - ничего же не видно, только половинка луны, два маяка на острове, да позиционные огни проносящихся мимо танкеров.

На мое предложение убавить парусов еще на подходе, и пройти пролив по утру, команда ответила, как она это уже умеет, синхронным гневным взглядом - как так, парусов уменьшить?? Лучше бы они так же синхронно со снастями работали - вчера получил «неуд» за маневр - каждый сам по себе уже знает, что надо делать, но сработанности пока вообще никакой. Но, когда паруса уже настроены, порулить руками - хлебом не корми - у них же раздулось до двадцатки, и опять во всю серфинг с волны отрабатывается. Обнаружилось, что прибор умеет считать пройденное расстояние, и теперь у нас соц-соревнование, не к ночи помянутое: кто за контрольные полчаса дальше уедет. Рулят во всю, аж двумя руками, музыка грохочет, лодка с волны на волну перепрыгивает… Еще у них система штрафов за отклонение от генерального курса - в конце зачетного получаса смотрится, сколько прошли и из результата вычитается это самое отклонение. Про отклонение - это уже я придумал, а то уедут, Бог знает куда со своим серфиногм. Кто выиграл? Да Винни, естественно (автопилот). Он же не выпендривается, волну не ловит - идет себе ровненько по курсу и штрафов не зарабатывает.
Часа в четыре ночи, под ветром за двадцатку, в компании дюжины карго, нас и всосало, как пылесосом, в пролив, так, что «мяу» сказать не успели - только маяки по правому борту промелькнули - еще течение попутное ощутимо подгоняло, узла два, если не три. Здравствуй, Красное море, Red Sea (RS). ГЛОНАСС на месте, не волнуйтесь.

Утром приплыло целое стадо здоровенных касаток, попалась, но в последний момент ушла какая-то здоровенная рыбина, и ветер усилился до тридцати узлов, а тридцать узлов - это 15 м/с - это когда в городе начинают летать рекламные щиты, машины придавливает упавшими деревьями, и МЧС запоздало объявляет штормовое предупреждение. Тут у нас предупреждение не объявили, потому, как наша метеослужба что-то на выходных нам прогноз не прислала. Оставив кусочек стакселя размером с носовой платочек, шлепаем по ветру, и размышляем о том, что будем делать, когда ветер сменится на встречный - а такое обязательно произойдет в двух вторых третях моря - гидрография его такая. Элемент везения при прохождении RS как раз и заключается в том, что бы зона конвергенции, разделяющая «попутную» и «встречную» по ветрам часть моря, в момент вашего прохождения поднялась как можно выше на север и дала возможность пройти с попутным ветром как можно дальше. Но, в эту лотерею начнем играть уже после того, как выйдем из Аль-Худейды, где у нас запланирована остановка. Сейчас до нее еще сотня миль остается.

Red Sea. Старт.

Костя морщил лоб, задумывался, грызя карандаш, записывал что-то в блокнотике. Потом пикал кнопками на чарт-плотере, чиркал записи и начинал снова. Он думал.

За истекший месяц прогресс в деле превращении береговой мазуты в морского человека, был, что называется, на лицо. Секрет выдам - знаете, как моментально отличить человека с опытом хождения на яхтах, от человека без такового, даже если с дипломом яхтмастера? Даже и отличать не надо - все сразу видно по моторики движений - бывалый человек перемещается по лодке совершенно неслышно, мягко и плавно, как кошка на охоте. Если топнул, значит - новичок, чечако, как говаривал Джек Лондон. Ну, и дальше, дальше, до бесконечности - беречь несоленую одежду и мыться стаканом воды, ловить на лету падающую на капитанскую кровать еду и уворачиваться от струи кипятка при заварке чая…

Не без гордости могу сказать - первый этап обучения мы прошли - ремесло матроса освоено. Мы не путаемся в веревках, умеем выполнять основные маневры, и даже штопать паруса. Следующий этап - научится стратегически мыслить и прогнозировать ситуацию. Да, да, именно так - и не больше и не меньше. Ибо без этих умений выходить в море в статусе капитана - занятие крайне рискованное и грозящее всяческими неприятностями. Я вот все думал, почему за все три года мы не встретили ни одного темнокожего яхтсмена? Да потому, думаю, что они не очень хорошо умеют выстраивать логические цепочки, продумывая возможные варианты на несколько шагов вперед при условии нехватки информации, и динамического изменения ситуации. Зато они поют и танцуют хорошо, так что каждому свое - у кого-то левое полушарие мозга лучше развито, у кого-то правое. Всем поровну. А, может, они просто воды боятся?



Этап Красного моря (КМ) мы решили посвятить как раз выработке навыков принятия самостоятельных стратегических решений. Как? За неделю, да стратегом стать? Да легко, рецепт простой - «сам, сам» называется. Кэп сегодня, в 00 часов 29.03 вахту сдал и мозг выключил - мне надо прийти в себя после разборок в Аль-худейде, так что я могу стоять вахту и идти курсом, который мне укажут. Кто укажет? Да ты, Костя, ты. Вот точка старта, вот, куда мы хотим попасть, вот прогноз погоды, - облажешься, выкинет на рифы. А их тут много. Если же дойдем быстро - возможно, будет время отвиснуть где-нибудь в Дахабе.

На сегодня задачи как-бэ несложная. Тоже можете присоединяться. По прогнозу, 31, через два дня, ветер изменится на южный, и нам к этому времени надо перейти КМ, пройти архипелаг, что как войдешь, так за углом, налево около Джибути, и выйти к его, архипелага, северо-западной оконечности. Варианта два. Первый - идти сквозь архипелаг, путаясь в сотнях островов и рифов, и распугивая (и пугаясь) несчетных рыбаков, зато по закрытой от волны воде и с возможностью спрятаться, если что. Второй - попытаться проскочить по открытому морю наветренне архипелага. (выше по склону) А если подскользнешся на склоне, и скатишься вниз? Если ветер и волна будут такими сильными, что не удастся удержаться, и снесет на камни? А как мы тут убедились, КМ бывает, ох, какое серьезное. Задача…

Диалог.

- Кэп, давай, все таки через архипелаг пойдем, Ден говорил, что там, возможно, лучший в мире дайвинг. (Погружение с аквалангом)

- И снорклинг. (Ныряние с маской)

- И чистинг лодкинг.

- Да, чистинг лодкинг, это актуально, за нами уже борода из водорослей тянется на метр, а крабы в них такие выросли, что на криналин выйти страшно. Вот, смотри, островок подходящий - риф подковой, от ветра и волны прикроет, глубина как раз, чтоб на якорь встать. Как называется, я не вижу?

- Акулья отмель…

Опять про море.

И чего ругаться-то сразу? Не понравилась сказка - пролистали дальше, и все. И то все про море, да про море. Нет, я, конечно, понимаю, что читают этот блог люди, по большей части любящие море, но, это же не повод от сухопутных историй отказываться? Или повод? Или история не понравилась?

Хорошо, давайте про море… А что про море? Идем потихоньку на северо-северо-запад, по западному берегу Красного моря в сторону дома. Прошли уже двадцать третий градус - где-то там на берегу Судано-Египетская граница. Москва на пятьдесят седьмом, если не ошибаюсь. Ни как не могу привыкнуть к новому положению созвездий - мы же три года шли на запад, так, что Полярная была справа, а Южный Крест слева. Сейчас Полярная по носу, а Крест почти за горизонт ушел, иногда только верхушка видна из-за облачков. В голове крутится песенка шакала Табаки про то, что мы пойдем на север, мы пойдем на север, а когда вернемся, не будет никого, ни только лягушонка, но косточек его. И еще страшное и неприятное выражение из сериала «Игра престолов» - был у них на севере «Ледяной ад» от куда приходили демоны…
Хотя, Ленка пишет, что у вас там вполне ничегошно - весна пришла, друзья-товарищи радуют. Планируем ее возвращение на борт в районе двадцатого, где-нибудь в Шарме. А мне, так, глобально, если четно, и положа руку на сердце - страшно возвращаться в береговую жизнь, спасу нет. Как меня там встретят, как меня там примут?

Идем, в основном, под мотором. Голова квадратная от шума двигателя, стрелочка указателя топлива падает так, как будто там еще есть много места куда падать. А на самом деле она уже на нолик заехала. Двигатель работает все-таки странно - раз примерно в пять минут сбрасывает обороты до холостого, а потом опять набирает постепенно. Вчера поменял топливный фильтр, помогло на полдня, и опять все по новой. Нервирует.

Раз в сутки, примерно после полудня, включается северо-восточный бриз, протаскивает нас миль двадцать, ну, может, чуть побольше, и с закатом умирает. Все остальное время, как мама пишет - «ветра переменных направлений, меньше пяти узлов» - как говорят: три с порывами до пяти - ничего, короче, штиль.

Вахты несем по расписанию - с полуночи до шести утра - я, с шести до полудня - Костя, с полудня до восемнадцати - я, с восемнадцати до полночи - Костя. Всем удобно - я сова - мне ночью потусить в кайф, зато на рассвете меня просто пластами плющит, не люблю я смотреть, как солнце встает… как упоительны в России вечера, и, как омерзительно в России по утрам… А Костя наоборот - жаворонок - он утро любит. Ну и хорошо. Встречаемся редко, если оба не спим, то как-то инстинктивно - он на палубе, я в рубке, или наоборот. Как отношения? Да, нормально, вроде… Так, мелочи, на бытовой почве. Сегодня, например, вытащили рыбу, а как раз - время обеда. Костя, так, мечтательно:
- Эх, пожарим сейчас, как вкусно будет!
- А из головы и плавников можно уху сварить… - добавляю я чисто информативно.
Через некоторое время голос из рубки - Андрюх, ты яичницу будешь?
Я в удивлении - какую яичницу? Яиц осталось меньше десятка, зачем яичница на обед, если свежая рыба есть?
- Я хотел рыбы пожарить, а ты сказал, что уху надо варить, а теперь я уже от рыбы отмылся и яичницу жарить собрался, сковорода уже шипит… - обижен Костя. Хотя, рыбу все-таки пожарил. Вкусно.

Рыба ловится по расписанию - раз в сутки порцией на обед. Относительно небольшая. Костя, когда первый раз вытащили, даже поинтересовался - как фамилия подростка? - Баракуда, отвечаю, или щука по нашему. Но, если по нашему, то щука такого размера - вполне трофей - челюсть обязательно засушишь, и друзьям показывать будешь - вот, мол, какую ловил. А тут - подросток… Ай, извините, извините - еще одна поймалась вне расписания. Побежал помогать вытаскивать. Теперь балычок засолим!
О-па! Ни какая это не барракуда, это самая, что ни на есть меч-рыба! Они нам уже попадались, но в Океане это реальные монстры - Обычно они еще далеко от лодки свечку делали, и сразу снасть рвали, только одну удалось подтащить близко и сфотографировать - но, что бы поднять ее на палубу, и речи не было. По этому, такую рыбу мы еще не пробовали, и на списке рыб, что висит на стенке, напротив нее галочка еще не стоит. А тут, в море, она, хоть и меч-рыба, но вполне в нашей весовой категории - до десяти килограмм. В этот раз мы ее успешно вытащили, хотя перепугались, когда она начала по кокпиту носиться своим мечом вперед. Так что на ужин у нас - жареная меч-рыба, да еще и на балык останется. А меч - ну, скорее кортик - обязательно сохранить надо будет.

Главная проблема на сегодня в том, куда идти за солярой. Варианта два - порт Berenice, и рыбачья деревня Sharm Luli, 24-36N, 35-07E. Посмотрите, хоть по гугл-мепу, что там? До порта - стошка, горючки хватит точно, а до деревни сто пятьдесят, значит, подходить будем на последних парАх, может и не хватить, хотя, должно. В порту соляра есть точно, в деревне - непонятно. Но в порту Беренис расположена военная база, и заход туда яхт крайне не приветствуется, о чем пишут в лоции, но, там должны быть кастом с имигрейшеном и можно (наверное) зачекиниться в Египте. А если идти сразу в деревню без чек-ина - нарушение госграницы. С портом и портовыми сборами мы столкнулись в Худейде, больше не хочется. Как нам не без некоторой гордости говорили в Йемене - редкая птица пролетит над Йеменом, не растеряв перья. Но, тут же добавляли - что, если ты поздоровался за руку с египтянином, то пересчитай пальцы. Пальцев жалко. А еще у них революция, не к ночи помянутая - примут, блин, за иностранных шпиенов…
А больше соляры нам никуда не хватит.
Время принятия решения - вторник, 8 апр, пополудни. Жду ваших советов.

Прот-Галиб.

В прошлый раз мы остановились на душещипательной дилемме - куда соваться за солярой, которая грозила вот-вот закончится - в военный порт, или в рыбацкую деревушку. По утру, когда я честно дрых после ночной вахты, разбудил Костя - Кэп, мы риф проходим с милым названием «Яростный», как вот там, судя по АИС-ке стоит здоровенная яхта, может, продадут они нам пару канистр горючки, ведь совсем чуть-чуть не хватает до бензоколонки!

А чего не спросить? За спрос денег не берут. Подходим - действительно, здоровенная трехпалубная моторная посудина, явно коммерческого назначения - туристов вывозят на риф подайвится. Подходим еще поближе, глазам не верим - называется НАДИН - так прямо и написано кириллицей. Наши? Нет, не наши. Египтяне - действительно катают туристов, но русских любят, для них и название написали, что бы русский клиент лучше шел. Сколько вам соляры? Полста литров? Да не вопрос, давайте канистры. Отдали канистры, я отсчитал деньги, вряд ли у них дороже доллара за литр, сидим, ждем, пока привезут - швартоваться к белой лайбе я не решился, у них риб на воде болтался, вот на нем матросик канистры и возил. Привез. Сколько денег?
От ответа я просто впал в шок - ушлый египетский матрос, мило улыбаясь, говорит - но мани, презент от капитана, велком ту Египет! Охренеть. Первые встречные египтяне подогнали нам топлива больше, почти на сто долларов! А как же предупреждение, что после того, как поздоровался, надо пальцы пересчитать? Пересчитали - все на месте, и еще три канистры топлива. Мир сошел с ума. Так что мы без проблем дошли до указанной точки захода - порта Галиб. Где были оперативно и без проблем зачекинены, (агентские за оформление, налог, визы, два дня стоянки, вода - все около двух сотен) и поставлены на самом местном бродвее, прямо к прогулочной набережной.

Единственная проблема состояла в том, что сначала нас поставили к пирсу кормой, и через некоторое время оказалось, что прогуливающиеся по набережной туристки уделяют уж слишком много внимания нашим скромным персонам, отвыкшим за последние два месяца от столь пристального общения. Пришлось, от греха подальше, развернуть лодку носом к пирсу. Представляете, как меня достали, если я, полумертвый после перехода, не поленился сняться со швартовых, развернуться и опять пришвартоваться. Ленка, приезжала бы ты уже побыстрее, что ли…

Как переход? Да нормально, вполне рабочий. Шли, стояли, пережидая ветер, опять шли…
Костя, обложившись лоциями, книгами, и нарисованными на бумажках схемками, осваивал ремесло кораблеводителя.

Рыбу ловили - рыбы тут много, ничего не могу сказать. И в открытом море.

И на рифах.

Вода, правда, так себе - мутноватая и холодноватая, тянет надеть гидрик. Почему так восторгаются красноморским дайвингом, не пойму - может, сейчас не сезон, или я избаловался океанами? Не понятно. По мне, так на троечку. Да и что за плавание в гидрокостюме? Как, извините, в презервативе. Но рыба вкусная. Конечно, немного грустно звучит «сидели на одной рыбе», но, поверьте, я б на такой рыбе всю оставшуюся жизнь сидел, и не жужжал. Слегка обжаренные кусочки только что пойманной меч-рыбы, немножко спрыснутые лаймом… ммм…


Что еще интересного было? Маяк красивый был, у которого три дня погоду пережидали.

Да и сама смена погоды тоже тревожных красок добавляла.

В коментах про кат намекали - вот как это было. Что бы хоть что-то почувствовать надо сожрать целиком такой вот веник. Я немного попробовал, мне не понравилось. Лучше смородиновых листочков пожевать.

Пару часов назад (10.04 18-00) пришла «ANIMA»--  стоят в кастом зоне, поздоровались по рации."

 

Продолжение читайте на сайте Андрея Невзорова yachtadelta.livejournal.com и фэйсбуке Константина Сорокина facebook.com/konstantin.sorokin.568 , а пришедшие -- это пара русских на парусной яхте, Александр Демянюк (AlexDem) и Ольга Гаврилова (Olech), которые прожили в Дахабе около 7 лет и в прошлом году, после покупки собственной яхты «ANIMA», отправились в кругосветное путешествие.

Свои путешествия ребята описывают на сайте www.alexdem.ru

Испытания на прочность в Красном море, которые выпали ребятам недавно читайте в этой записи.



 

 

← Впервые за 122 года на Синае выпал снегМассава, Эритрея. Back in USSR →
Комментарии ()
    Каких-либо определенных часов работы магазинов не существует. В зимний период магазины обычно открыты с 9.00 до 20.00 с перерывом на обед по крайней мере с 12.00 до 14.00.
    Наши проекты
    Регистрация