Пара русских на парусной яхте, Александр Демянюк (AlexDem) и Ольга Гаврилова (Olech), которые прожили в Дахабе около 7 лет и в прошлом году, после покупки собственной яхты «ANIMA», отправились в кругосветное путешествие.
"От этой страны у нас, пожалуй, самые сильные впечатления.
Ну, по порядку. Самые свежие систематизированные описания этого района
датируются 1999 годом. В тот момент Эритрея описывалась яхтсменами как
недорогая дружелюбная страна с отличными возможностями для круизов по
эритрейским островам. Христианское государство со свободными нравами и
отсутствием дресс-кода, порядком поднадоевшего в пройденным
мусульманских странах, без сомнения, привлекало многочисленных туристов
как промежуточная остановка с возможностью пополнить запасы воды,
топлива и (что немаловажно!) алкоголя.
За этим же ехали и мы: воду мы не заправляли 2 недели, топлива тоже
сожгли прилично, да и запасы алкоголя также давно подошли к концу.
Мы намерено плелись всю ночь со скоростью 2-3 узла, чтобы достичь
Массавы не ранее 8 утра, и уже за 15-20 миль стало понятно, что не зря:
на 16 канале 3 карго по очереди вызывали Massawa Port Control – молчание
было им ответом...
Я также попытался связаться с ними за 10 миль. Потом за 5. Потом за 1.
Молчание. Подойдя к порту, я стал крутиться на входе в бухту посреди
фарватера, не переставая вызывать вышку (кстати, я так и не понял, где
вышка физически находится:-).
ПОМОГЛО! После нескольких вопросов пустили, сказали куда швартоваться.
Не успели мы выключить мотор, как на борт зашли секьюрити, карантин,
иммиграция и дирекция порта, еще через 10 минут все ушли, полностью
оформив заход и выдав нам пропуска на берег на 48 часов. Бесплатно. И
без подвоха — денег с нас не взяли и на отходе.
Прибравшись на лодке после перехода, мы пошли в таможню оформить
разрешение на обмен валюты — иммиграция сказала, что это обязательная
бумага и менять валюту разрешено только в Commercial Bank of Eritrea,
который по счастию расположен в 200 метрах от проходной порта.
Получили бумагу на обмен 300 долларов и пошли гулять в город.
Война тут закончилась 20 лет назад, а ощущение, будто вчера: очень
много зданий, пострадавших от артобстрела и бомбардировок, во многих
живут люди. Типичная картина: одно крыло разрушено, а за стеной как ни в
чем не бывало проживает семья.
Непосредственно около порта расположен старый город, застроенный
преимущественно итальянцами в колониальную эпоху. На всем лежит печать
запустения: многочисленные агентские и шипчандлерные конторы заколочены
досками, бары и рестораны работают, но производят убогое впечатление.
Банк оказался закрыт, мы зашли в отель и там без проблем согласились нам
поменять доллары, НО «только по курсу банка» (он у них тут один). Эта
фраза меня насторожила и я поменял только сотку. По курсу 15.35 накф за
доллар.
Затем мы попытались решить проблему связи: здешний единственный сотовый
оператор Eritel не предоставляет международный роуминг. Без проблем
нашли его офис и обломались: иностранцам симки не продают.
Надо было также решать и проблему провизии: в принципе еды нам должно
было хватить до Дахаба, но хотелось свежих овощей и фруктов. В поисках
большого магазина мы сели в маршрутку и... вскоре заехали в
мусульманскую деревню, вышли, погуляли-пофоткали окрестную
действительность, где лачуги из ржавого профнастила соседствуют с вполне
комфортными коттеджами, были забросаны камнями детишками (в любой
стране мусульманские дети ведут себя одинаково).
Затем мы зашли на рынок и.. жестко обломались с ценами — все было
дороговато... Посетили продуктовый магазин — то же ощущение. Ну не может
банка содовой стоить 70 рублей (российских) в стране с такой тотальной
нищетой!
«Ага!»,- осенило меня, выросшего в Советском Союзе, - «Да тут игры с курсом!»
Так и оказалось: на черном рынке курс 35-40 накф за доллар, а может и
больше. Найдя возможность поменять доллары по этому курсу, мы вновь
почувствовали себя богачами!
Оставалось лишь как-то подать весточку родным...
Обнаруженное около порта интернет-кафе работало, но интернет там был
условный: промучавшись час, я так и не смог ни послать е-мейл, на зайти
на свою страничку на фейсбуке. На следующий день я пришел к открытию
кафе и сумел таки через скайп послать смску, но ощущение информационной
блокады присутствует... Примерно также я себя ощущал в Таджикистане...
Изначально мы планировали съездить в Асмару — столицу Эритреи, но
посмотрев прогноз на ближайшую неделю, я решил выходить следующим утром:
жалко было упускать 3 дня с попутными ветрами, за которыми нам обещали
встречные ветра северных румбов.
Проблема была одна: мы не хотели заходить в Судан, который еще беднее (и
существенно более криминальней Эритреи), а топлива у нас было явно
недостаточно для почти 700-мильного перехода. Многочасовая очередь
граждан с канистрами на заправке навевала грустные мысли о перспективах
залить 250 литров солярки...
Так все и оказалось: я сумел договориться с охранником на воротах и
провезти в порт 500 литров воды в канистрах, но на тему солярки он был
непреклонен.
В рыбацкий порт, где по лоции расположен топливный причал, нас просто не
пустили, всяческие «агенты» туманно рассуждали о том, что надо получить
разрешение иммиграции, потом пойти к начальнику порта и он может быть
разрешит провезти солярку.
В-общем, тоска... Причем эритрейцы говорят об этом
патриотически-спокойно: «Да, в моей стране временные проблемы с
топливом. Это из-за войны.»
Блин, ребята! Война кончилась 20 лет назад!!! Я прекрасно помню
«временные перебои со снабжением» чем угодно в СССР — здесь та же
история!
Всем молодым «революционерам», которых сейчас немало развелось в России,
рекомендую посетить Эритрею — неплохая прививка от мыслей, что «при
социализме лучше»:
дефицит всего и вся, убогость и нищета и полное отсутствие перспектив.
Все это еще и замешано на патриотизме - «Мы — молодцы, с оружием в руках
добились независимости» и страхе: боятся все и всего — все делается с
оглядкой через плечо и с опаской, что на тебя настучат.
При всем этом, эритрейцы — веселый и жизнерадостный народ: каждый вечер
из многочисленных ресторанов на улицу вытаскиваются стулья и столики и
люди сидят, кушают и общаются. А пара ночных клубов около порта звучала
всю ночь. Мы тоже посидели в кафешке, попили холодного пива — это такой
кайф после месяцев путешествия по мусульманским странам. И как приятно
вновь увидеть женщин! А эритрейские женщины бывают очень красивы:
миниатюрные точеные фигурки, большие глаза и абсолютно фантастические
шеи. Прямо каждая вторая — Нефертити!
Все предприимчивые и активные уже из страны, видимо, слиняли, поэтому
проблему топлива мы так и не смогли решить. Ну, в конце концов, мы —
парусное судно, а если дела с ветром будут уж совсем плохи — пойдем в
Саудовскую Аравию за топливом, в конце концов не съедят ведь нас там
заживо:-)
Закупившись на рынке свежими овощами, мы пошли на лодку. Ага, не тут то
было! На проходной нас наотрез отказались пропустить с продуктами:
«пронос продуктов запрещен, обращайтесь к шипчандлеру». С авоськами в
руках трудно спорить, поэтому мы оставили им паспорта с пропусками,
отнесли сумки на лодку и я вернулся вызволять паспорта.
Заведя бесконечный монолог о том, что «лодка — наш дом», я не давал им
расслабиться, постоянно вовлекая их по очереди в беседу вопросами типа
«Вот ты женат? Тебе жена готовит ужин? Вот, и мне готовит, а для этого
нужны продукты. Вот представь, что тебе нужно заплатить шипчандлеру 100
баксов, чтобы пронести продуктов на 10. Это нормально?». Через 10 минут
чуваки поняли, что скоро я им разрушу мозг и ради спокойной смены отдали
мне паспорта с шор-пассами, строго сказав, что это, мол, в последний
раз. Ага, щас... У нас еще оставалась пачка денег, приготовленная на
поездку в Асмару, которая должна была быть потрачена сегодня на еду и
алкоголь...
Что мы успешно и сделали — оставалось лишь миновать ворота. Приветливо
улыбаясь, мы прошли проходную, 20-килограммовый рюкзачок легко болтался у
меня на одном плече. Выдохнув, мы направились к лодке, но... сзади
кричал и бежил охранник, запоздало заметивший, что рюкзачок выглядит
весьма объемно! До яхты оставалось метров 300...
«Олеч, беги! Я их задержу!», - я перекинул Олечу рюкзак и обернулся к
охраннику. После короткого диалога я понял, что договориться не удастся и
рванул догонять Олеча.
Саша, слева еще охранник, у него дубинка!
Быстрей, лодка уже близко!
Из-за прилива яхта стояла в полутора метрах от пирса.
Сейчас, я притяну лодку!
Он уже близко!
Прыгай, я за тобой!
Мы попрыгали на лодку, моментально ее открыли и нырнули в салон. Снаружи
раздавались оживленные голоса. Выглянув, я увидел чувака с автоматом,
который показывал мне, чтобы я сошел на берег. Я заистерил типа «АААА, у
него автомат! Хелп!!! Кто-нибудь, вызовите полицию!!!»
Ну я же умом понимаю, что мне нечего предъявить:-) И полиция вскоре
прибыла. И еще народу собралось общим числом около десятка. На берег я
сходить категорически отказался, сказав, что если есть вопросы, то
завтра при свете дня их и решим, а пока, полиция, welcome onboard.
Офицер отказался заходить на борт (в силу экстерриториальности судна на
борт могут заходить лишь представители портовых служб и береговой
охраны). Общались через леера.
Говорят, вы пропуска не показали.
Показали, всегда показываем. Вообще ходим тут 2 дня мимо них, могли бы и запомнить.
Как вы тут оказались?
Пришли на яхте, легально оформились. Если есть сомнения, приходите завтра в 8 утра в иммиграцию, я там буду оформлять отход.
А чего убегали? Основная проблема, что вы убежали.
Мы прошли чек-пойнт, охранник догнал, стал хватать за одежду. Почему? Не
знаю, может деньги вымогал, я не понял. Вел себя агрессивно. Ну их
четверо, а я — один. Испугался и убежал. Драки не было.
Видимо, прозвучало убедительно, офицер обернулся к остальным,
раздраженно им сказал что-то типа: «Ну и чего вы меня из дома выдернули?
Адекватный чувак, а вам предъявить ему нечего» и вся компания
растворилась в ночной мгле, оставив, впрочем, одного охранника наблюдать
за нами, не отчебучим ли мы еще что-нибудь...
Вроде бы ситуация рассосалась, но сомнения оставались. У нас было кому
позвонить для решения практически любой проблемы в Эритрее, но не было
ОТКУДА позвонить: спутниковый остался без зарядки, а мобильная связь,
как я писал, иностранцам недоступна.
Но у нас есть SPOT!
Поэтому был разработан следующий план: я иду оформляться, а Олеч ждет
меня на лодке. Если меня нет 3 часа, значит меня закрыли и Олеч нажимает
кнопочку HELP! Друзья получают смску, что мы — в беде и через
часок-другой находят нужные контакты.
Слава Богу, планом не пришлось воспользоваться, я оформил отход и,с
облегчением выдохнув, мы отдали швартовы. В море был полный штиль, мы
взяли курс на север. Олеч сидела в кокпите, провожая взглядом берег
Эритреи, а я в салоне планировал переход до Порт-Галиба... Монотонно
урчал дизель и... вдруг перешел на холостые.
Все-таки Олеч стала уже настоящим хладнокровным старпомом: не успел я
поинтересоваться, что случилось, как она заглянула в салон и
извиняющимся голосом сказала: «Саша, там люди с автоматами».
И вправду рядом шла лодка, в которой были люди без формы с автоматами.
Говорят, что какая-то морская полиция. Просят паспорта. Я спустился
вниз, сообщил вышке об этом, показал чуваку, зашедшему к нам на борт наш
Sailing permit и паспорта. Он кому-то позвонил по мобильному и сказал,
что мы должны вернуться в порт. Ситуация дурацкая: мы полностью
оформились у портовых властей и возвращаемся. Ну вернулись, дальше что?
Но с автоматами трудно спорить логическими аргументами, поэтому едем
обратно, сжигая драгоценную солярку.
Попутно я развлекаю стоящие на якоре карго, общаясь с Port Control по 16
каналу: «Пан-пан. Пан-пан. Пан-пан. Массава порт контроль, это парусная
яхта Анима. Мне нужна ваша помошь. Повторяю. Парусная яхта Анима
запрашивает помошь. После разрешения на отход следовал в следующий порт,
затем вооруженные люди без униформы приказали следовать за ними.
Нахожусь в 5 милях от порта, пеленг такой то, следую курсом таким-то со
скоростью 3 узла» (мы не торопились:-)
После пары таких сообщений, продублированных для вышки одним из карго (а
это обязательная процедура Pan-Pan, на секундочку:-) порт контроль
проснулся и сказал, что занимается моим вопросом и кому-то что-то на
непонятном языке сказал (слова «сейлинг-яхт Анима» и «порт клиренс» я
понял:-). У них завязался диалог, но тут задул ветер и я занялся более
важными вещами. Мы изменили курс, стали ставить грот и тут чуваки на
лодке жестами показали, что я могу валить.
Я поблагодарил порт контроль за содействие и мы чудесно пошли в
пол-ветра под парусами. Что это было, я так и не понял, но, к счастью,
это был наш последний контакт с эритрейскими официалами в их
территориальных водах.
Еще одна ремарка про Эритрею. Общаясь с одним из локалов, я услышал
фразу: «А нам не нужны иностранные туристы. Они портят нашу экологию и
пытались убить нашего президента». Можно было это принять за бред, но
это было сказано с таким пафосом, что возникло подозрение, что это —
официальная идеологема.
Сидя в иммиграции в порту и глядя на развешанные по стенам диаграммы
ежегодных показателей деятельности, нарисованные плакатным пером, я
вспомнил этот разговор и спросил чиновника, что он об этом думает в
свете падения посещаемости Массавы с 60 яхт в марте 2005 до единственной
Анимы в 2014. Грустный взгляд был мне ответом...
Следующий пост ребят "Красное море. Испытание на прочность"